FABOX.RU                   
дипломы,курсовые,рефераты,контрольные,диссертации на заказ
Рефераты Языковедение

Просмотр реферата - Диалектология

Диалектология


Скачать реферат Диалектология в zip архиве





I. Систематический анализ текста
он топ’?р’ бы т’еб’? наговор’?л || н’е шл? б?л’но (замуж) | ?н ст?рый | в бород’? в’?с’|| да ч’ев? ш | тр?шыйа был’u нъд н?м’u | он’u пр’едлаг?л’u нам || с’емй? хорош?йа | он н’епй?ш’uй | н’uкогд? н’uгд’? н’е в’uд?л’u… || ну шт? ш ты м’?лайа | пл?ч’еш | в’ет’ мы т’еб’? так л’?б’uм | уваж?м || а вы што м’ен’? выдай?т’ь за чуж?въ д’?д’ушку || куд? йа с н’uм пойд?-тъ…|| и оп’?т у м’ен’? мысл’-то пойд’?т | от’?ц уш хв?л’uт | u м?т’ плох?въ н’е сказ?ла || а он’? промышл’ен’uк’u был’u || т?к в н’ев?л’у u выда’u || а пот?м жыс’ пошл? | покат’?л’ас’…|| а пот?м йа с’ела за точ’?лку | точ’?л’u мы дв’е | а тр’?т’uа пр’uб’uр?ла за н?м’u…| св?д’бу uгр?л’u хор?шуйу | стар’?нуйу || и др?шк’u был’u || н’?т уш | т?т мы н’е пл?кал’u | т?т мы р?довал’uс’ || пот?м ст?ла жыт’ хърош? | й? йев? л’уб’?ла || он сп’ерв?-то был н’е по мысл’u | а пот?м хор?шый ст?л | побр’?лсъ || пот?м д’?т’u пошл’?…||
й?с’ лофцы-то | он’? дал’?ко | но’? (волки) у н?с м?ло быв?йут || й?с’ волк | й?с’ б’uр’?к || ч’ем их разл’uч’?йут | н’е зн?йу || б’еж?л’u фс’е | нар?ду-то ст?л’…||
ш?с у н?с т?м к’uн? стон?в’ут…||
скорон’?л’u u н’е в’uд?ла…||
в?т н?шы выйехал’u одн’? | он’? суды выйехал’u на з?работк’u…|| а так?й-то воды н’ет | вар’?ной…|| у й?й м?ш-то увдов’?л | а пот?м пр’uй?хал суды | жын’uлс’а||

1. Характеристика записи.
Запись представляет собой фонетическую транскрипцию с некоторыми упрощениями:
* отсутствуют знаки препинания и прописные буквы, паузы обозначены значками | и || (короткие и длинные соответственно);
* обозначены долгота, мягкость согласных;
* отсутствуют буквы «ё», «ю», «я»; буква «е» используется для обозначения [э] после мягкого согласного.
Из упрощений можно отметить:
* отсутствие знака «ј», его замену знаком «й»;
* отсутствие проклитик и энклитик, т.е. все слова даны отдельно как самостоятельные единицы;
* особых знаков, характеризующих текст с точки зрения фонетики нет.
Запись достаточно точно передаёт произношение, позволяет проанализировать текст без затруднений.

2. Лексические особенности текста.
В тексте употребляются лексические диалектизмы:
точилка
— стальной, бороздчатый прут в колодочке для точения ножей; воротило.
дружка
— второй свадебный чин со стороны жениха, женатый молодец, главный распорядитель, бойкий, знающий весь обряд, говорун, общий увеселитель и затейник.
бирюк
— волк одиночка.
промышленник
— промышляющий что-либо или чем-либо.
больно
— сильно.
в неволю выдать
— насильно выдать замуж за нелюбимого.
Есть формы, отличающиеся от литературных ударением: [сп’?рва], [хорош?йа], [дал’?ко].
Сохранились формы древнерусского языка, отличающиеся от литературных морфологическим составом: [одн’?] — одни; [он’?] — они; [стон?в’ут] — окончание I спряжения вместо II.
Это же слово в морфемном отношении отличается от литературного отсутствием приставки, ср.: установят — [стон?в’ут] и суффикса, ср.: устанавливают — [стон?в’ут]. Значение настоящего времени передаётся глаголом; приставка и суффикс, очевидно, языком были отброшены как излишние.

3. Фонетические черты говора.
Гласные звуки
В первом предударном слоге после твердых согласных [а] и [о] не совпадают, т.е. говор окающий: [хор?шый], [стон?в’ут], [покат’?л’ас’], [лофцы], [воды], [вар’?ной], [дал’?ко] и др.
Оканье полное (архаическое), [а] и [о] сохраняют свои признаки в любой позиции. Ср.: [плох?въ] и [оп’?т], [хор?ш?йа] и [лофцы-то].
В первом предударном слоге наблюдается еканье: [т’еб’?], [м’ен’?], [б’еж?л’и], [н’епй?ш’ий], [с’емй?] и др.
Гласные во 2-ом предударном и заударном слогах в большинстве случаев различаются: [хор?ш?йа], [бород’?], [покат’?л’ас’], [сказ?ла], [мысл’-то], [пл?ч’еш] и др. Но есть примеры и неразличия гласных в слогах: [выдай?т’ь], [пойд?-тъ], [плох?въ], [побр’?лсъ].
Также 1 слово с редуцированной непереднего ряда во 2-ом предударном слоге [хърош?]; возможно, это лексикализованное явление; может быть, этот звук появился вследствие особой эмоциональности повествования; на данном отрывке утверждать что-то однозначно невозможно. На основании вышеизложенного можно говорить о переходе архаического оканья в неполное.
Согласные звуки
Звук [г] соответствует литературному произношению. Взрывной характер звука можно проследить в следующих примерах: [наговор’?л], [н’uкогд?], [н’uгд’?].
Аффрикаты [ч] и [ц] различаются: [от’?ц], [ч’ев?], [точ’?лку]; т.е. произносится в соответствии с литературными нормами, качество аффрикатов то же, что и в литературном языке.
Согласный [j] в положении между гласными не выпадает; нет стяжки гласных: [м’?лайа], [хор?ш?йа], [разл’uч’?йут], [зн?йу] и др.
Наблюдается упрощение сочетаний [с’т’], [ст] на конце слов:
[й?с’] — [й?с’т’], [с’т’] — [с’]
[жыс’] — [жыс’т’], [с’т’] — [с’].
Утрата [т’, т] широко распространена в говорах северорусского наречия. Глаголы 3-го лица имеют конечный твёрдый согласный, что характерно для северных говоров: [быв?йут], [стон?в’ут], [хв?л’ит] и др. Также характерно для северорусских говоров отвердение мягких согласных в 1-ом слоге: [суды] вместо [с’уда].

4. Морфологические черты говора.
Существительное женского рода единственного числа [жыс’] вместо [жыз’н’]. Слова типа «жизнь», «боязнь» оформляются подобно словам «лесть», «честь», «месть».
Личное местоимение 3 лица имеет в падежной флексии множественного числа ударную глачную фонему [е]: [он’?] вместо [он’?]; аналогично [одн’?] вместо [одн’ ?].
Говор характеризуется твёрдым [т] в окончании 3 лица настоящего времени глаголов (см. фонетические признаки).
Наречие «сюда» имеет конечный звук [ы].

5. Синтаксические черты говора.
Семантически неполный глагол употребляется без существительного:
[он бы наговор’?л] (чего?).
Используются неполные предложения:
[н’е шл? б?л’но].
Употребляются конструкции с предлогом «в» и существительным в предложном падеже, синонимичные конструкциям с предлогом «с» и существительным в творительном падеже:
[в бород’?] = «с бородой» (литературный вариант).
Употребление в одном предложении различных форм глагола:
[от’?ц уш хв?л’uт ? u м?т’ плох?въ н’е сказ?ла] — в данном случае глаголы в настоящем и прошлом времени.
Можно также отметить наличие непозитивных частиц: [пойд?-тъ], [мысл’-то], [сп’ерв?-то] и др.

6. Выводы.
Говор, отраженный в тексте данной записи, принадлежит к северному наречию. Доказательства: оканье, [г] взрывной, [т] твёрдый в окончании глаголов 3-го лица настоящего времени, утрата [т’] в сочетании [с’т’].


II. Индивидуальное задание по тексту
1. Объясните произношение.
[увдов’?л] — звук среднего подъёма стал звуком верхнего подъёма в связи с большой лабиализацией.
2. Определите разницу между словами «волк» и «бирюк».
«волк» — хищное животное, родственное собаке; живёт стаями.
«бирюк» — волк-одиночка.

III. Индивидуальное задание по тексту
1. Выпишите из текста все примеры, отражающие вокализм 1-го предударного слога после твёрдых согласных типа [пот?м].
[топ’?р’], [наговор’?л], [бород’?], [хор?ш?йа], [н’uкогд?], [пойд?-тъ], [пойд’?т], [плох?въ], [промышл’ен’uк’u], [пот?м], [пошл?], [точ’?лку], [точ’?л’u], [хор?шуйу], [хърош?], [хор?шый], [побр’?лсъ], [пошл?], [лофцы-то], [стон?в’ут], [скорон’?л’u], [воды].
2. Укажите, какая диалектная фонетическая черта отражена в ошибочных написаниях, допущенных учащимися. Где встречается такое произношение?
Фалить, форост, фост, хвонтан, хворма, хвартук, хвара, пафальная (грамота).
Фонема [ф] не исконно русская, встречается в иноязычных словах, т.е. говоры, где влияние литературного языка было несильным, усвоение фонемы в соответствии с правилами употребления не произошло. Но возникла необходимость заменить «незнакомый» звук в словах, поэтому появилось артикулярно-близкое сочетание [хв]. В предложенных словах эти звук и сочетание звуков спутаны, следовательно, учащимися не приобретён навык различия слов с [ф] и [хв]. Они запомнили, что [хв] нужно заменять на [ф], но в каких словах этот процесс должен происходить, а в каких нет, им не известно, отсюда и ошибки. Предположительно, это южный говор.






Обзор других работ по языковедению



Все о России

ly new national holidays have appeared. They are of religious origin. They are: Christmas and Easter. In Russia Christmas is celebrated on the 7-th of January. In Europe and in the USA it is marked on December 25. 0n Christmas people celebrate the birth of Jesus Christ. Easter symbolizes the Resurrection of Jesus Christ. Children like this holiday for traditional brightly painted boiled eggs and special Easter cakes. Easter cakes are sold at every bakery, but home-made ones are always much tastier.
There is one more holiday which is loved by everybody: children and adults. This is New Year's Eve. People decorate New Year trees with toys and lights and believe that a miracle is a must on this day. 0n the New Year night people go to dancing, visit their friends or stay at home and watch TV. It's my favourite holiday.

Sport in Our Life
People all over the world are fond of sports and games.Sport makes people healthy, keeps them fit, more organized and better disc   Читать       

Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста

blieben. Denn: Ich bin Sklave.
(J. Hofmann, „Cave Canem“)
Введение же главного действующего лица при помощи личного местоимения „Sie“ ограничено лишь рамками начального отрезка.
Sie war es leid gewesen, lange schon, dennoch traf die K?ndigung sie hart. Aber so war es nat?rlich besser wegen der Abfertigung.
(B. Frischmuth, „Kopft?nzer“)
Автор представляет читателю якобы уже известного героя, тем самым как бы «погружая» читателя в атмосферу повествования.
Для адекватного восприятия произведения важно не только принципиальное наличие персонального ориентира, но и способ представления этого ориентира.

3.2. Начало главы и его специфические функции
Рассуждая о начале текста, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о его количественном пределе. Что значит «начало»? Первый абзац? Первая страница? Первая глава? В ряде исследований используется термин «зачин», позволяющий авторам устанавливать подвижные границы понятия начала и определять их в   Читать

  
© 2000 — 2017, Все права защищены