FABOX.RU                   
дипломы,курсовые,рефераты,контрольные,диссертации на заказ
Рефераты Литература и русский язык

Просмотр реферата - "Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы"

"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы"


Скачать реферат "Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы" в zip архиве






К добрым гениям России, ее великим возродителям и возбудителям должен быть отнесен и знаменитый художник Феофан Грек, прибывший в Россию в третьей четверти ХIV века и составивший в истории русской живописи целую эпоху
1 Иконографический тип и некоторые аспекты его эволюции:
Основные черты иконографического типа Умиление: в центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно рижавшимся к ее щеке. Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания - распространенный в византийском искусстве тип изображения - по-гречески называлось "Елеуса", а по- русски обозначалось как "Умиление". Как и всегда, с раннехристианских времен, Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ - мафорий - одежду замужних палестинских женщин, а на мафории - звезды, знаки ее девства, чудесно сохраненного "до рождества, в рождестве и по рождестве".
Древнейшим, неизменным представлениям о внешности Марии соответствуют здесь черты Богоматери, их можно описать словами древнего апокрифа, которые гласили, что у Марии " лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены". Но эти благородные, всегда узнаваемые черты под кистью мастера обретают какую-то невиданную, одухотворенную, захватывающую красоту. И красота эта неотделима
от того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которым исполнен лик и которую изливает обращенный к нам взгляд. Печали, почти не передаваемой словом, поистине печали Матери, у которой пронзенное великим сыновним страданием сердце навек отозвалось всем бедам и горестям людским. Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления.
Немаловажными представляются факты исторической эволюции образа Богоматери Елеусы и всей богородичной иконографии. " ... Одна из тем византийского искусства 11-12 веков - тема божественной любви, выражаемой в формах человеческой...
В культуре конца XI-XII вв. "страстная" тема, тема любви приобрели особое значение в связи с новой литургией, богословской и философской полемикой, ересями, а также разногласиями с латинским западом. Этот тип, как никакой другой, отразил переосмысление роли Богоматери в контексте новой "драматической" литургии и человечески эмоциональную интерпретацию ее образа. Мы касаемся также и других композиций с близкими иконографическими элементами? прежде всего с изображением лобзания - "Сретение" и "Оплакивание".
... На примере икон из монастыря св. Екатерины на Синае "Богоматерь и пророки", "Богоматерь влахернская", а также на примере "Владимирской богоматери" мы прослеживаем различные иконографические прототипы из античного арсенала. Это естественно. Эрот или юный Дионис из вакхической иконографии для образа Христа-младенца, трагическая театральная маска для лика Марии и схема изображения Афродиты, целующей Эрота.
В данном разделе мы также привлекаем литературные параллели из сферы светской словесности. Нам представляется весьма плодотворным проследить параллелизм между литературной экзегезой и изобразительным искусством не только в плане соотносимости содержания, но и потому, что механизм переосмысления древних мотивов, в том числе и мифологических, обнаруживает общие качества в этих двух сферах. В 12 веке возрождается жанр эллинистического греческого любовного романа, который воспевает земную любовь и красоту. Однако средневековый роман предусматривал и символическое восприятие. Византийский роман - это аллегория любви. Тема "любви" .... смыкается и с содержанием этой сферы литературы. Единый символический способ мышления, универсальный для средневековья соединяет нити, тянущиеся к столь разным областям культуры. Тема божественной любви, получившая воплощение в образах ласкающей Богоматери и "Оплакивания" как ни парадоксально имеет точки соприкосновения с темой любви, не только в теологической экзегезе, но и в византийском романе.
В произведениях изобразительного искусства XI - XII вв. древние прототипы становятся основой не только для антикварного усвоения и заимствования, как в искусстве X века, но и для глубокого переосмысления...
... Древние прототипы вовлекаются даже в христологическую иконографию







Обзор других работ по литературе и русскому языку



"Болью любви"

-отчуждением, отчуждение - изменой с мыслью уже о собственной свободе как о свободе от того, ставшего нелюбимым, чужим. Пройти через те же самые быт,жизнь, время к тому, чтобы спастись в своей катастрофе - это путь уже для двоих. "Вlue Vаlentine" рассказывает об этом пути, а точнее сказать,ведёт этим же путём своего читателя. Герой и проводник - одно лицо. Оно как загадка, единственная сознательная в повести, но открывающая себя легко ипросто для тех, кто всё прочтёт до конца, а главное - до конца всё поймёт. Не детективный ход, не маскировка, но поданный знак от автора, что обращается кчитателю от самого себя лишь в первых строках: "Эту историю мне рассказал один приятель. Обычная история. Про ломки. Он рассказывал, чтобычуть-чуть развеяться. И ещё потому, что мысли были странны и вряд ли пришли бы в голову в других обстоятельствах. Было сильно больно, он говорил, и он что-торазглядел, что обычно не видно".
Автора "Вlue Vаlentine" - Александра Вяльцева - знают разве что в своём   Читать       

Библиотеки Европы в эпоху просвещения

оги книжных аукционов и ярмарок, рекомендовал или отвергал приобретение конкретных книг, откликался на просьбы читателей о покупке книг, отсутствующих в библиотеке. Он подарил библиотеке полное собрание своих сочинений и много других книг. Книги приобретались для библиотеки в книжных магазинах Веймара и Эрфурта и за рубежом. По замыслу Гете с 1809 г. начал создаваться музей книги. Гете требовал тщательного ведения (неоднократно просматривал) инвентаря на фонд библиотеки. По его распоряжению была проведена ревизия фонда и приняты новые правила пользования библиотекой.
Фонд Веймарской библиотеки был отражен в карточных каталогах: алфавитном, рукописей и инкунабул, восточных книг и рукописей, биографий и портретов, гравюр. К составлению каталогов привлекались консультанты. По распоряжению Гете каждый библиотекарь вел учет своей работы. В целях охраны фондов проверялась сохранность возвращаемых книг.
В библиотеке существовал заочный абонемент. За плату ученым, писателям, госуда   Читать

  
© 2000 — 2017, Все права защищены