FABOX.RU                   
дипломы,курсовые,рефераты,контрольные,диссертации на заказ
Рефераты Культурология

Просмотр реферата - Братские школы и их роль в развитии культуры

Братские школы и их роль в развитии культуры


Скачать реферат Братские школы и их роль в развитии культуры в zip архиве





Индекс группа: 3-99 БУБ № 2170

Фамилия, имя, отчество студента:

Пушкина Арина Николаевна

Домашний адрес: г. Киев, ул. Энтузиастов, дом 11/1, кв. 91.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«УКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ КУЛЬТУРА»

тема № 10

«Братские школы и их роль в развитии культуры»

Методист деканату

Дайнюк Татьяна Владимировна

г. Киев 1999 год

План:
|Вступление. |ст.3 |
|Борьба между православием и католицизмом XIV – XVI ст. Последствия|ст.3 |
|отказа украинской знати от православия | |
|Возрождение православия и культуры Украины. Константин Острозкий и|ст.5 |
|Острозкая академия. | |
|Роль Братств и Братских школ в возрождении православия и культуры |ст. 6 |
|Украины. | |
|Вывод. |cт. 10|

2

Братские школы и их роль в развитии культуры.

Борьба за сохранение культурной самобытности давно стала одной из основных тем в истории украинцев. Постоянно находясь под властью чужеземных государств, они неоднократно испытывали попытки ассимиляции господствующей культурой.

XIV - XVI ст., со времен существования Киевской Руси, времена, когда
Украина находилась под Литовско-польской властью Основным вопросом культурной жизни Украины в эти времена, был национальной вопрос. Он влиял на всю политическую, социальную, экономическую и в первую очередь духовную жизнь народа. В Большом Княжестве Литовском «русский элемент» (не чисто украинский, так как наравне с ним выступал и белорусский) был господствующим по отношению к языку и церкви включительно. Вследствие постепенной победы Польши с ее развитой культурой, вносился и польский элемент, и между этими различными элементами началась борьба, борьба между православием и католицизмом (в то время для всех европейцев религия была основным идеологическим вопросом), она возложила начало первой в украинской истории большой идеологической дискуссии.

Православие в эти времена по-прежнему оставалось синонимом культуры.
Его роль в украинском обществе возрастала (из-за отсутствия собственного государства церковь служила для украинцев единым институтом выражения их самобытности). Однако как раз тогда, когда ощущалась потребность в сильной и вдохновляющей православной церкви, она попала в состояние глубокого упадка.

Навязывание католической веры на Украине имело катастрофические последствия, первой сдалась украинская знать, как и каждая знать, она была чувствительной к собственному социальному статусу, и связь с религией и

3 культурой (а православие считались неполноценным) глубоко поражала ее самолюбие. Вследствие этого украинские аристократы стали массово отрекаться от веры отцов и принимать католицизм, а с ним польский язык и культуру.

В 1610 г. в преисполненному скорби трактате «Тренос», или «Плач
Святой Восточной Церкви» ведущий представитель православия оплакивал потерю ее самых знатных родов: «Где в данное время бесценные бриллианты православной короны, прославленные роды князей – Острозкие, Слуцкие,
Збаражские, Заславские, Пронские, Горские ….. Где в данное время те, что окружали их... благородные, славные, отважные, сильные и давние дома народа, что на весь мир славился престижем, могуществом и отвагой?» За этим риторическим вопросом стоял общеизвестный факт перехода всех этих славных магнатских родов к лагерю католиков-поляков.

Тяжело преувеличить те серьезные последствия, которые имела для украинцев потеря собственной элиты. В обществах, которые положили начало современной Европы, с их иерархическим строением, народ без знати все равно, что тело без головы. Это означало, что Украина утратила этот класс, который обычно осуществлял политическое руководство, ставил определенные политические цели, оказывал содействие культуре и образованию, поддерживал церковь и давал ощущения этнополитической самобытности общества. С распространением католицизма среди украинской знати, православие, а также украинский язык и обычаи связывались, прежде всего, с низшими слоями населения. Они стали в глазах католиков предметом презрения. Поэтому честолюбивые и одаренные молодые украинцы были постоянно вынужденные выбирать между преданностью собственному народу и традициям и жизнью в господствующем обществе и его культуре, чаще преимущество предоставлялось последнему. Вследствие этого важной проблемой украинской истории стала проблема верхушки украинского

4 общества или, правильнее сказать, - ее отсутствие.

Несмотря на свою слабость, православие смогло принять вызов католицизма. Борясь с врагом его же методами, небольшая горстка украинских магнатов, которые оставались преданными давний вере, основывали в своих владениях православные школы и типографии. Есть свидетельство о том, что в
1570 г. князь Юрий Слуцкий основал на территории своих владений школу и типографию. Поступала также поддержка и от энергичного князя Андрея
Курбского, беглеца с Москвы, в 1570-х годах он поселился на Волыни, посвятив себя обороне православия.

Но самым великим и общепризнанным покровителем православной церкви был

«некоронованный король Украины» - князь

Константин Острозкий, один из наибогатейших и мощнейших магнатов. В 1578 г., не жалея средств, Константин Острозкий основывает в своем имении типографию, которой руководит непоседливый путешественник Иван Федоров. В

1581 г. появляется лучшая ее публикация - усердно отредактированная Острозкая Библия.
Это была первая полная Библия, печатанная славянским языком. Князь
Острозкий также основал школы главной целью этих школ являлась подготовка духовенства, способного с успехом вести борьбу с католическим духовенством и парализовать его влияние на молодежь. В 1570-их годах основал князь
Острозкий в Острозе, своей резиденции, первую в Украине высокую школу, известную под названием Острозкой академии.

На первых порах князь пригласил преподавателями просвещенных греков.
Со временем стали преподавать их самые одаренные украинские

5 ученики. По программе обучения академия стояла наравне с самыми лучшими иезуитскими коллегиями. Программа включала изучение греческого, латинского, церковнославянского языков, а также «семь свободных наук», куда входили грамматика, риторика, диалектики (искусства диспута), арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

Со временем Острозкий центр науки начал привлекать к себе таких интеллектуалов, как шляхтич Герасим Смотрицкий (что служил ректором), священник Демьян Наливайко, монах Василий Суразкий (выпускник итальянских университетов). Среди чужестранцев, связанных с академией, были Кшиштоф
Казимирский, профессор астрономии из Кракова Ян Лятош и высокообразованный
Кирилл Лукарис, который со временем стал патриархом константинопольским.
Воодушевленный влиянием этой культурной ячейки, один православный современник писал: «И снова, как солнце, засияла наша православная вера, просвещенные мужи возвратились к Божьей церкви и множатся печатанные книги».

В те времена Острозкая академия продемонстрировала всему миру на что был способен украинский народ, не имея финансовой поддержки и мощной научной базы, они создавали великолепные труды и совершали гениальные открытия. К большому сожалению, когда в 1608 г. умер Константин
Острозкий, его внучка Анна, фанатичная католичка, тут же передала академию иезуитам.

К счастью для православия, покровителями его высокой культуры были не только магнаты старинных родов. Даже лишенное собственной элиты украинское общество было чересчур большим и чересчур глубоко пронизано народными традициями, что не могло не породить защитников своей религиозно- культурной самобытности. Именно в городах, где украинцы представляли из себя стесненное, но тесно сплоченное

6 меньшинство, и появились новые поборники православия. В отличие от одиночек, подобных князю Острозкому, это были группы мещан, которые объединялись в так званые Братства.

Историки предполагают, что братства возникли еще во времена средневековья для того, чтобы содержать церкви, поставляя им свечки, иконы и книги. Это были современные организованные общества, в которых предусматривались ежегодные выборы старших, главою братства мог быть только самый достойный его член. Братства проводили обязательные ежемесячные сборы, платили взносы и решали спорные вопросы на общинных судах. Большое значение братства предавали воспитанию и формированию моральных качеств.
Среди членов братства не допускались ссоры и пьянки, для всех было обязательно придерживаться правил поведения, уважение к старейшим, честность и любезность. Благотворительность была нормой жизни, и поэтому братства быстро завоевали уважение и популярность в народе, они заботились о вдовах и сиротах своих умерших членов, поддерживали больницы и предоставляли своим членам беспроцентные ссуды. Братства решительно выступали против патроната, против польско-католической пропаганды, против национальных и религиозных ограничений украинцев, против анти-моральной жизни духовенства. Такое «вмешательство» мещан - «скорняков и кожемяк» в жизнь светский людей и в церковные дела вызывало недовольства епископов и руководящих органов.

В XVI ст. самым сильным и влиятельным было братство при Успенском соборе в городе Львове. Оно служило образцом для других братств, которые возникали на Галичине, Рогатине, Ярославе, в Луцке и Киеве и др. Большим уважением пользовалась Львовская школа, которая имела своих выдающихся учителей и ученых из людей местных и приезжих. Греков, как Арсений архиепископ, Стефан Куколь, или по-книжному

7 перекрещенный на Зизания, его брат Лаврентий, Кирилл

Транквилион – Ставровецкий - все выдающиеся ученые и писатели, Иван Борецкий, в дальнейшем киевский митрополит и др. Успехи львовской школы, которая имела была школой высшей, как и школа

Острозкая, очень радовали гражданское население и давала пример к основанию в других городам таких же школ, или школ которые бы служили ступенью к школе львовской. Иные братства обращались к львовянам с просьбами о командировке к ним

Львовских учителей для обучения и передачи опыта работы, Львовских проповедников с книгами и учебниками.

С точки зрения социального состава братства объединяли простые торговцы и ремесленники. По мере возрастания их влияния к братствам присоединялись и зажиточные купцы. Тем не менее в некоторых братствах преобладали совсем иные слои общества. К примеру, большинство членов
Луцкого братства представляла шляхта, а Киевского - духовенство.
Заслуживает внимания и уважения то, что в обществе с глубоким разделом на классы, братства принимали к себя православных со всех социальных слоев.
И хотя по количеству членов они были небольшими (Львовское братство не превышало ЗО членов, ибо как раз столько украинских семей имели разрешение проживать в городе, в Луцке братство насчитывало 15 членов) однако деятельность этих небольших организаций была чрезвычайно эффективной.

Уже с первых шагов братства поняли, что образование – наилучшие оружие для защиты своей веры. Поэтому одной из самых важных забот было

8 школьное дело. В конце XVI ст. Братства начали основывать собственные школы, нанимали преподавателей преимущественно из местного образованного населения. Сохранился «Порядок школы», которым руководствовались братские школы Украины и согласно которому учитель, или «дидаскал» должен был быть
«божеский, скромный, не гневным, не сквернослов, не колдун, не баснописец, не приверженец ереси а подспорье благочестия, что представляет собой образ добра в всему». Воспитывать детей он должен так, чтобы «не остался виновен ни за одного Богу Вседержителю, и потом отцам их, и ему самому». Для учителя все ученики должны быть равными, дети богатых и «сироты убогие», и те, что «по улице ходят подаяния просят». Этот труд свидетельствует, о том с какими мыслями основывали школу львовские мещане XVI ст., как высоко ценили они задачи учителя. Из-за такой большой ответственности, которая лежала на преподавателях, эти правила поощряли их «хорошо учить и наказывать непослушных не как тиран, а для науки».

В начале XVII ст. многочисленные братские школы существовали уже по весь Украине. В братских школах обучались дети всех слоев населения, а также и сироты. Существовали братские школы за счет взносов и небольшой платы за обучение, дети бедняков и сироты учились бесплатно.

Одной из важнейших видов деятельности Львовского братства, помимо школы, было книгопечатание. Когда во Львов приехал Иван Федоров, братство помогло ему основать типографию. В 1574 г. появляется его первая книжка
«Апостол». Это была выдающееся событие, которое ознаменовала начало книгопечатания на Украине. Купив типографию Львовское братство, превратило город в центр православного книгопечатания.

9

Распространение школ и печати разбудило прежде пассивных и консервативных украинцев. Сотни воспитанников школ, пронизанных духом национальных традиций, а также осведомленных западноевропейской наукой, становились странствующими учителями, расходились по городам и селам в поисках заработка. Кроме современных знаний, они несли чувство собственного достоинства и непримиримости. Вместо того чтобы переходить в польский католицизм, они с возрастающей решительностью стали уничтожать религиозные традиции, которые отличали их от поляков. Примером этих новых явлений в духовной жизни Украины было сопротивление Львовского братства попыткам польских католиков навязать григорианский календарь.

Без сомнения, все эти изменения были результатом деятельности Братств и братских школ, все это позволило украинскому народу, в условиях Литовско- польской власти и навязывания католической культуры , сохранить свои исконные традиции, самобытную культуру, чувство собственного достоинства.
Братские школы оказались фундаментом для дальнейшей образовательной системы
Украины, как например Киево-Могилянская академия, которая была основана путем слияния двух школ - братской школы и школы П. Могилы при Киево-
Печерской лавре.

10

Список используемой литературы:

1. Михаил Грушевский «Иллюстрированная история Украины», копия 1913г.

2. Орест Субтелный «История Украины», 1991г.

3. Наталия Полонско-Василенко «История Украины», 1995г.

4. Владимир Бокань, Леонтий Полевый «История культуры Украины», 1998 г.

11

-----------------------
Церковь львовского братства, построена в конце XVI ст.

Константин Иванович Острозкий.





Обзор других работ по культурологии



Боевые искусства древней Греции

лстых кожаных валиков (часто закрепляемых медными скобками). Эта конструкция называлась сфайрай; была она не рассекающей, а дробящей.
Боевая же руковица, сплетённая из множества ремней, сохраняла навзвание цесты. Но она далеко ушла от прежней обмотки, превратившись в «костет», усиленный на стыках ремней металлическими бляхами и заклёпками.
Все разновидности поздних перчаток делали опасным любой поединок – даже тренировочный. Не намного облегчало проведение тренировок и применение перчаток уменьшённой жесткости (мейлихрай): они тоже были достаточно травматичны. Но возврат к ременной обмотке был не возможен – у неё иная биомеханика и тренировка с защитой кулака мягким ремнём формировало бы
«устаревшие» навыки, уже не пригодные начиная с 4 века до н.э.
И всё же выход нашёлся: поверх сфайрайев стали надевать эписфайрумы – смягчающие чехлы – предохранители.
Несмотря на попытки уменьшить травматизм в не слишком ответственных боях, на официальных состязаниях он возрастает.   Читать       

Бридж во всех видах

алогичны игре вчетвером.

Бридж при пяти, шести игроках

При пяти игроках один, а при шести два игрока становятся «выходящими» и в игре на данном роббере не участвуют. Игру ведут четыре игрока. После роббера один, а при шести игроках – два игрока выходят из игры и заменяются следующими. Ниже приведена таблица очередности игр для пяти и шести игроков.


|Очередность |Выходящий |Играющие номера|
|робберов |номер | |
|Для пяти игроков |
|1 |1 |2 и 3 против 4 |
| | |и 5 |
|2 |2 |3 и 4 против 1 |
| | |и 5 |
|3 |3 |1 и 4 против 2 |
| | |и 5 |
|4 |4 |1 и 2 против 3 |
| | |и 5 |
|5 |5 |1 и 3 против 2 |
| | |и 4 |
|Для шести игроков |
|1 |1 и 5 |2 и 3 против 4 |
| | |и 6 |
|2 |2 и 6 |3 и 4 против 1 |
| | |и 5 |
|3 |1 и 3 |4 и 5 против 6 |
| | |и 2 |
|4 |2 и 4 |5 и 6 против 1 |
| | |и 3 |
|5 |3 и 5 |6 и 1 против 2 |
| | |и 4 |
|6 |4 и 6 |1 и 2 против 3 |
| | |и 5 |

СПОР   Читать

  
© 2000 — 2017, Все права защищены