FABOX.RU                   
дипломы,курсовые,рефераты,контрольные,диссертации на заказ
Рефераты Литература и русский язык

Просмотр сочинение - Знакомство с В. Шукшиным

Знакомство с В. Шукшиным


Скачать сочинение Знакомство с В. Шукшиным в zip архиве





Знакомство с В. Шукшиным Урок по теме: “Беседа при ясной луне”

Нам бы про душу не забыть

В.М. Шукшин.

Цели:

Познакомить с творчеством В.Шукшина. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: тв. Солженицины, Астафьева. Закрепить коммуникативные навыки в работе. Форсировать нравственность.

Оборудование:

1) Портреты Шукшина, Астафьева, Солженицина.

2) Листы для групповой работы.

Вид работы: групповая.

Тип урока: мастерская.

Ход урока.

I . Вступительное слово.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Василия Шукшина, выявим общее у него с такими писателями как Солженицын, Астафьев.

Назван урок по-шукшински: “Беседа при ясной луне”. И хотя сейчас день, светит солнце, но с помощью авторов, мы можем представить себе поздний деревенский вечер, светлую луну, которую так любил Василий Шукшин и его герои, подумаем над теми вечными вопросами, в поисках ответа на которые мучились герои Шукшина и Астафьева, Солженицина и Распутина.

Главное помнить страстный призыв Шукшина “Нам бы про душу не забыть!”

II. Этап. А что такое душа? Как вы понимаете значение этого слова?

Работа на I листе

(5-6 мин)

III. Шукшин размышляет о жизни своих земляков о своей жизнью

А как же она прошла?

Группы представляют домашнее задание.

I гр. Шукшин-писатель

II гр. Шукшин-актер

III гр. Шукшин-режиссер

(15 мин)

Вы прочитали достаточно много рассказов писателя. Назовите центральный образ его творчества.

(15 мин)

Пласты жизни, которые затрагивает этот вопрос.

Что есть человек, в чем суть его бытия на земле?

исторические ß -----à философские

конкретныеß -----à всеобщие

личныеß -----à общественные

/Лист передается группам соседним, добавляются, исправляются, затем обсуждаются./

IV этап. Посмотрите рассказ “Дядя Ермолай”. Что, по мнению писателя, составляет смысл жизни старшего поколения.

(5 мин)

В чем извечная тайна притяжения земли и дома?

V этап. Если Шукшина в первую очередь интересует человек, то надо отметить, что характеры обычно изображаются в напряженно-кризисных моментах. Внутреннее состояние героя обнажено.

Прокомментируйте отрывки из рассказов.

Вывод

Из рассказов Шукшина мы узнаем все о человеке, угадываем дисгармонию души, разлад с миром, драматуры нравственных поисков, или напротив-высшую гармонию с миром, людьми. Напряженно-кризисное духовное состояние героя рождается в момент высшей гармонии-слияния с природой. Писатель акцентирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.

VI этап. Совершенно закономерно, что в центре поэтического ряда люди-земля выделен образ матери. В ней писатель видит опору человека в превратностях судьбы. Она для писателя – воплощение надежды, мудрости, доброты, милосердия.

Угасание старых семейных отношений острее и болезненнее протекают в деревне.

Анализ:

I гр. “Один”

II гр. “Как помирал старик”

III гр. Ответить на вопрос, обращенный к отцам и детям. “ Кто из нас умнее? Кто из нас прав?”

Вывод.

Прямого ответа нет. Нельзя ответить на этот вопрос конкретно и односложно.

В старых людях много доброго , понимания, душевной твердости, всепрощения.

У молодежи – преемственность.

VII этап. Напишите после анализа произведений критерии нравственности.

вера в жизнь деятельное бытие, активное, разумное творчество преодоление будущие в борьбе со злом. уважение к человеку

Добавить в таблицу душа Шукшинское понимание человечности, совесть, доброта.

VIII этап. Мелодия.

“ И все и больше ничего на земле не слышно. И висит на веревке луна”

Да, жизнь продолжается. И идет новый день.

“Чуть занималось светлое утро. И огромное весёлое солнце выкатилось из-за горы.

И так хорошо было сидеть и беседовать. Так славно чувствовать, что жизнь за окнами большая и ты тоже есть в ней. И придёт завтра день, а ты – и в нем тоже есть, и что-нибудь, может, хорошее возьмет и случится. Если умножить, можно и на хорошее надеяться” “Беседы при ясной луне”

IX.Сочинение: “Светлые души” по Шукшину, Астафьеву и Солженицину.

Д.З: реферат худ. особенности рассказов Шукшина.

“Думы”

“Слились воедино конь и человек и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу им, густо била в лицо тяжелыми запахами трав, отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг обуял парнишку; кровь ударила в голову и гудела. Это было как полет – как будто оторвался он от земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы конской – только шум в ушах, только ночной огромный мир стронулся и понесся навстречу. О том, что там братишке плохо, совсем не думал тогда. И ни о чем не думал. Ликовала душа, каждая жилка играла в теле…

Какой-то такой желанный, редкий миг непосильной радости.

Потом было горе”

“Горе”

“Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже – не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притомился где-нибудь на задах огородов, в лопухах, - сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. Жалко мало у нас в жизни таких ночей”

“Два письма”

Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом реки… В том месте реки-затон. Тихо. Никого, ни одной живой души вокруг. Деревня рядом, и в деревне тоже как повымирало все. “Что же это такое – никого нет-то?” - удивился человек. Бросил камень в воду. Он беззвучно пошел ко дну. Человек охватил страх. Камень без звука утонул. Человека охватил страх. “Что-то случилось”,- подумал он. И проснулся. И не мог больше заснуть. Стал вспоминать. Деревня… Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке. А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба . Попадаются еще небольшие озерки: вечерами вода в них гладкая – гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать… В душу с тишиной вместе вкрадываться беспокойно – нежное чувство ко всему на свете.

Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над дорогой, в воздухе, полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле!

Заря медленно гаснет. Как будто остался ты на земле совсем-совсем одни. Не страшно, не одиноко… но очень неспокойно”






Обзор других работ по литературе и русскому языку



Духовные искания Андрея Болконского

рственных интересов, “высшие сферы”, где “готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов”. Новый кумир, заменивший Наполеона, был Сперанский, “лицо таинственное и представлявшееся ему гениальным”. В фигуре Сперанского он старался искать живой идеал совершенства, к которому он стремился. И легко поверил в него, увидев “разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России”. Однако вместе с возвышением Сперанского, “огромное количество людей” кн. Андрей стал считать “презренными и ничтожными существами”. “Страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда-то испытывал к Бонапарте”, было, однако, ослаблено некоторыми недостатками Сперанского, которые “неприятно поражали” кн. Андрея - это слишком большое презрение к людям и “разнообразность приемов в доказательствах” своего мнения. Увлечение реформами, впрочем, почти бессознательно усиливалось, и Андрей занимался составлением законов. Ра   Читать       

Мы не знаем войны

мя, в годы классовой борьбы и разоблачения врагов народа”. Но разве можно дать этому объяснение? Скитается герой от села к селу. Родные места неподалеку – всего-то в десятке километров. Но нет ему дороги в родное село. Чего он боится? В горячем бреду одолевшей его простуды, как кошмаргый сон, вспыхивают эпизоды довоенной жизни. Много зла было сотворено при его участии, его руками. Он принес горе и беду даже в собственный отчий дом. Это он силой загонял в колхозы, выбивал план хлебозаготовок, обрекая народ на голод и нищету. Правда, не по своей воле Егор все это делал, а ради “светлого будущего” безропотно выполнял строгие приказы и распоряжения высокого партийного начальства. Быков пишет об этом так: “Азевич был тем топором, который крушил человеческие жизни, веруя в счастье последующих поколений.” Он был “настоящим большевиком”, твердым и безжалостным к себе и другим. Как тут не вспомнить Миколку, героя другой повести Быкова “Облава”, который с яростным усердием принимал участие в ди   Читать

  
© 2000 — 2017, Все права защищены