FABOX.RU                   
дипломы,курсовые,рефераты,контрольные,диссертации на заказ
Рефераты Право

Просмотр доклад - Единое гражданство РФ

Единое гражданство РФ


Скачать доклад Единое гражданство РФ в zip архиве





ПРОБЛЕМА ЕДИНОГО ГРАЖДАНСТВА

В рамках правовой государственности и госу­дарственной целостности Российской Федерации институт единого гражданства имеет важное тео­ретическое и практическое значение. Эта значи­мость усиливается тем обстоятельством, что между федеральным и республиканским законо­дательствами по вопросам гражданства имеются противоречия, несогласованность.

Прежде всего отметим, что на правовую рег­ламентацию гражданства РФ и ее субъектов не­посредственно повлияли Декларация о государст­венном суверенитете Российской Федерации и Декларации о государственном суверенитете рес­публик (бывших автономий), а также денонсация Договора об образовании СССР и подписание Федеративного договора, образование Содруже­ства независимых Государств, изменение право­вого статуса национально-государственных об­разований (республик), административно-терри­ториальных единиц (края, области, г. Москва, г. Санкт-Петербург) и национально-территори­альных объединений (автономная область, авто­номные округа) в Российской Федерации.

К числу обстоятельств, обусловивших новые взаимоотношения РФ и ее субъектов, следует от­нести и определение гражданства РФ на основе международных стандартов, в частности в свете Всеобщей декларации прав человека и Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина Россий­ской Федерации, принятой 22 ноября 1991 г. По­ложения последней стали основой прав и свобод человека и гражданина Конституции РФ (правда, ее ст. 6 следовало бы согласовать со ст. 2 Закона РФ "О гражданстве"), а в законодательстве неко­торых субъектов Федерации они не нашли четко­го закрепления. Так, в ст. 69 Конституции Респуб­лики Башкортостан гражданство определено на основе национального суверенитета без учета прав многонационального народа, предусмотрен­ных ст. 3 той же Конституции.

На современном этапе гражданство РФ и ее субъектов определяется неодинаково. Во-пер­вых, в теории конституционного права ранее раз­рабатывалась двухуровневая концепция единого гражданства РФ и ее субъектов, что в настоящее время нашло отражение в законодательстве Кал­мыкии. Спорность такой концепции очевидна, так как в субъектах Федерации существуют раз­личные социально-правовые факторы. Во-вто­рых, принцип единого гражданства РФ и ее субъ­ектов определяет содержание законодательства о гражданстве Российской Федерации, Бурятии, Коми и Удмуртии.

В-третьих, в период государственного и кон­ституционного строительства в субъектах РФ сложилось "двойное гражданство", например в Башкортостане, а также гражданство ассоцииро­ванного члена РФ, как в Республике Татарстан.

В силу изменившихся экономико-политичес­ких условий в регионах РФ и согласно заключен­ным договорам между РФ и ее субъектами (Та­тарстан, Башкортостан), видимо, допустимо фор­мирование своего гражданства в республиках, и не имеет значения, как оно будет строиться - в ви­де единого гражданства, двухуровневого или трехуровневого, двойного или тройного граждан­ства при условии, если в субъектах Федерации для всех граждан (как граждан РФ, так и граждан субъектов Федерации) будут обеспечены одина­ковые социально-экономические и политико-правовые условия.

Со дня становления РФ (1918-1922 гг.) и до распада СССР (1922-1991 гг.) в РФ было единое гражданство. Существовавшее утверждение о том, что в СССР было тройное гражданство (гражданство СССР, гражданство РСФСР (союз­ных республик) и гражданство автономных рес­публик) на практике не имело существенного значения, так как, в частности, от имени РСФСР (в том числе и ее автономных республик) во всех сферах жизни (внутри страны и за рубежом), как правило, выступал СССР со своим единым граж­данством (как известно, в ООН от имени своих граждан выступали также Белоруссия и Украина).

В целом же можно признать, что возможности определения своего гражданства в РФ и ее субъ­ектах впервые закладывались в Федеративном договоре (1992 г.), ибо бывшие автономные республики признаны самостоятельными субъек­тами РФ, а некоторые из них после оглашения своих Деклараций о суверенитете ставили вопрос о целесообразности становления их членами Со­дружества Независимых Государств (Республика Башкортостан) и даже субъектами международ­ного права (Республика Татарстан).

Между тем те субъекты РФ, которые уравни­вали себя в правовом положении с РФ в целом, четко не уяснили отличительных особенностей Российской Федерации, которые выражались в многонациональном характере государственного суверенитета и единстве ее государственной вла­сти. Ведь Российская Федерация представляла ин­тересы всех субъектов РФ в международных от­ношениях и в деятельности Содружества Незави­симых Государств. В отличие от РФ ее субъекты есть национально-государственные образования в рамках единой Федерации. Иными словами, на­циональный суверенитет у них выступает фор­мой государственного суверенитета, а содержа­ние государственного суверенитета республик как субъектов Федерации определяется их много­национальным народом. Здесь же следует под­черкнуть, что в отличие от предыдущей новая Конституция РФ 1993 г. предусматривает единые механизмы и гарантии осуществления прав граж­дан РФ и ее субъектов. Так, в области политики они проявляются в идеологическом многообра­зии; в экономической сфере - в различных фор­мах собственности, конкуренции и свободе эко­номической деятельности; в социальной - в сво­бодном развитии человека, гарантиях социальной защиты; в правовой области - во взаимной ответ­ственности государства и граждан (ст. 6, 7, 8, 13, 19,23 Конституции РФ).

Концептуальной основой единого гражданст­ва РФ и ее субъектов является народовластие (ст. 3 Конституции РФ). Поэтому принадлежность к народу, а не к отдельным нациям (народностям) выражает сущность гражданства РФ. Отсюда и вытекает принцип единого гражданства РФ, ко­торый закреплен в ст. 6 Конституции РФ. В ней гражданство Российской Федерации признается единым и равным независимо от оснований при­обретения.

Принцип единого российского гражданства выражается в общности принципов экономичес­кой, политической, социальной, правовой систем российского законодательства и законодательст­ва республик в составе РФ. Он означает (как это предусмотрено в ст. 2 Закона РФ "О гражданст­ве"): "...Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республик в составе РФ, являют­ся одновременно гражданами этой республики". В соответствии с принципом федерализма и прин­ципом единого и равного гражданства на терри­тории России граждане РФ, проживающие на территории края, области, автономной области, ав­тономного округа, являются одновременно гражданами РФ. Данное положение наряду с За­коном "О гражданстве" следовало бы также за­крепить и в ст. 6 Конституции РФ.

Гражданство - это политико-правовая принадлежность лиц государству, являю­щемуся самостоятельным субъектом международ­ного права. Республики в составе РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью. А государство, признанное суверенным в рамках международного сообщества, защищает права и законные интересы граждан как внутри страны, так и за ее пределами. Именно такой смысл вложен в ст. 62 Конституции РФ и ст. 3 За­кона РФ "О гражданстве".

С этих позиций не совсем оправданно консти­туционное положение отдельных субъектов Фе­дерации, предусматривающее двойное граждан­ство, как, например, это установлено в ст. 22 Конституции Республики Башкортостан. Харак­терно, что в ней нет записи о том, что граждане РФ являются гражданами Республики Башкорто­стан. С учетом того, что в Республике Башкорто­стан нет Закона о гражданстве РБ, выходит, что по ст. 22 Конституции РБ граждане РФ и РБ не имеют правовой основы для своей защиты.

Спорность определения гражданства субъек­тов РФ вытекает из Федеративного договора и п. 4 ст. 5 Конституции РФ, согласно которым все субъекты РФ равноправны в своих взаимоотно­шениях с федеральными органами. Значит, сле­дует уточнить определение гражданства во всех трех типах субъектов РФ. Но это вряд ли возмож­но: во-первых, они (субъекты) имеют разные правовые статусы, и их равноправие достигается по линии взаимоотношений с федеральными ор­ганами государственной власти; во-вторых, все граждане субъектов Федерации являются граж­данами РФ.

Целесообразность единого гражданства РФ можно было бы обосновать и тем, что в рамках единой Федерации не должно быть двойного гражданства в виде гражданства РФ и гражданст­ва ее субъектов, как бы они ни определялись. Ли­ца, проживающие на территории субъектов Фе­дерации России, оставаясь гражданами РФ, при­знаются (на основе прописки и регистрации) жителями села, поселка, деревни, района, города, области, края, округа и республики. Для получе­ния каких-то экономических, социальных, право­вых и иных льгот (если они есть!) следовало бы предусмотреть срок проживания на определенной территории, скажем, как это предусмотрено во Франции и США - 5 лет, в Англии и Норвегии -7 лет, в Испании - 10 лет и т.д. Цена оседлости, ес­ли прибегнуть к такому сравнению, соответство­вала бы ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 27 Конституции РФ и Закону РФ "О праве граждан Российской Федера­ции на свободу передвижения, выбор места пребы­вания и жительства в пределах Российской Феде­рации" от 25 июня 1993 г. Представляется вполне достаточным подтверждение о принадлежности к гражданству РФ для решения своих социально-бытовых вопросов. Этому способствует и уско­ренный, сокращенный порядок приема граждан РФ по линии миграционной службы, который ус­тановлен в Законах РФ "О беженцах" и "О вы­нужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г.

Важность единого гражданства Российской Федерации тем более значима, что в республиках РФ экономические условия могут быть иными, чем в Российской Федерации в целом. Так, напри­мер, в Конституции Республики Башкортостан не предусматривается частная собственность на зем­лю. В ней также исключена возможность исполь­зования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, прожива­ющих на соответствующей территории.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.






Обзор других работ по праву



Конституционный строй РФ

гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений.

Масштабы нашей страны и разнообразие условий в ней столь велики, что управление ею только из единого центра не представляется возможным. Она занимает более 17 млн. кв. км, расположена в нескольких природных зонах с различными климатическими условиями. На ее территории проживает более 140 национальностей и народностей, находится более тысячи городов и несколько тысяч поселков. Поэтому важным фактором, оказывающим решающее воздействие на распределение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, является необходимость учета органами государственной власти и управления условий, в которых проживает население субъекта Федерации. В силу этого, например, именно субъектам Федерации принадлежит право устанавливать, причем самостоятельно, систему органов государственной власти. Эти органы должны лишь соответствовать основам констит   Читать       

Конституционные основы судебной власти Российской Федерации

ыми органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

            Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

            В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

            Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до прин   Читать

  
© 2000 — 2017, Все права защищены